Перейти к содержанию
Авторизация  
IIPOCIIEKT

Зависимость От Компьютора

Рекомендуемые сообщения

Игровая зависимость, гейминг — форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении видеоиграми и компьютерными играми.

 

250px-Snowly_burial.jpg

 

magnify-clip.pngOnline-похороны Snowly

Играми, вызывающими самую сильную зависимость, чаще всего считаются сетевые, особенно MMORPG. Известны случаи, когда слишком долгая игра приводила к фатальным последствиям. Так, в октябре 2005 года умерла от истощения китайская девочка (Snowly) после многосуточной игры в World of Warcraft. После этого в игре была проведена виртуальная церемония похорон

 

 

---------------------------------------------------

 

Установлено, что азартные игры могут вызывать зависимость, в чем-то напоминающую алкогольную или даже наркотическую. В детском возрасте игровая зависимость обычно развивается в отношении компьютерных игр. При этом такая полезная и необходимая вещь, как компьютер, таит в себе еще одну опасность — зависимость от него самого.

 

Впервые о компьютерной зависимости заговорили американцы в конце 80-х гг. прошлого века. По их мнению, ее симптомами являются: навязчивое желание проверять свой почтовый ящик в Интернете, постоянное ожидание очередного выхода в сеть, пристрастие к работе (играм, программированию или другим видам деятельности) и непреодолимая тяга к поиску информации в сети. Из-за неограниченного доступа к информации это нередко создает иллюзорное ощущение всесильности. Особая опасность стать зависимым от Интернета подстерегает тех, для кого компьютерные сети оказываются почти единственным средством общения с миром.

 

Другим проявлением компьютерной зависимости является патологическое стремление играть в сетевые игры, привязанность к on-line-аукционам или электронным покупкам в Интернете. Побочным эффектом видеоигр становится чрезмерная вовлеченность, нарастание агрессивности (особенно у детей).

 

Специалисты в области интернет-зависимости особо выделяют увлечение общением on-line с друзьями по сети. Это опасно, поскольку может повлечь за собой желание заменить реальную жизнь, семью, друзей виртуальной жизнью, удовлетворяющей практически любым критериям.

 

Если человек лишается возможности пользоваться компьютером и выходом в Интернет, у него возникает подавленное настроение, все остальное в жизни теряет свой смысл. В запущенных случаях зависимый перестает обращать внимание не только на окружающих, но и на себя, на свой внешний вид, перестает выполнять элементарные гигиенические процедуры. Самостоятельные попытки избавиться от зависимости чаще всего приводят к развитию депрессивного состояния, которое проходит, когда больной возвращается к привычному занятию.

 

Основная проблема избавления от любой зависимости состоит в том, что личность больного искажена, дисгармонична, а потому даже при активном желании излечиться закрепить достигнутый результат бывает очень непросто. В психиатрической практике неоднократно встречались случаи, когда избавившиеся от наркотической зависимости люди становились игроманами. По мнению врачей, тяга к игре намного сильнее и избавиться от нее труднее, чем от наркотиков.

 

В той или иной степени такого рода зависимостью могут страдать все люди. На ее развитие могут повлиять даже изменения политического строя, материального благосостояния. Игровая зависимость характерна для инфантильного общества: надежда на удачу, игра, счастливый случай освобождают от ответственности, от необходимости самостоятельно принимать серьезные решения.

^

Медицина против игромании

 

 

Проблема лечения игровой зависимости, которая признана серьезной угрозой психическому и физическому здоровью населения, вызвала серьезное беспокойство и в нашей стране. 21–22 июня в Москве прошла научная конференция с международным участием «Игровая зависимость: мифы и реальность».

 

Это первое мероприятие, где эти проблемы обсуждались на государственном уровне. Среди участников были не только специалисты-практики: психиатры, психологи, психотерапевты, но и представители законодательной (Государственная дума, Московская городская дума) и исполнительной власти (Министерство здравоохранения и социального развития, Министерство образования и науки), представители СМИ.

 

Отметив всю опасность игровой зависимости как у детей, так и у взрослых, участники конференции пришли к выводу, что к решению этой проблемы нужно подходить комплексно, привлекая к работе все общественные институты. Необходимы серьезные изменения в законодательной сфере, регулирующей игровой бизнес, производство и реализацию компьютерных игр, а также контроль за их исполнением. Кстати, принимавший активное участие в конференции представитель игрового бизнеса Д.Я. Слободкин (Генеральный директор российско-испанского предприятия «Фортуна») был солидарен с остальными участниками, выступавшими за развитие цивилизованного и контролируемого игорного бизнеса. Работа с зависимыми людьми должна носить комплексный характер: здесь необходимо взаимодействие медиков, психологов, педагогов, социальных работников.

 

Говоря о конкретных мерах по лечению и профилактике игровой и компьютерной зависимости, директор Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В.П.Сербского академик Татьяна Дмитриева объявила о создании специальной группы по решению этих проблем.

 

Планируется также создать сеть центров, в которых будут оказывать помощь всем желающим преодолеть зависимость от азартных игр. Поскольку официальной статистики по игромании в России нет, создаваемые подразделения будут проводить и статистические исследования. В ближайшее время ожидается выход монографии по проблемам игровой зависимости.

^

Аналог волшебной палочки

 

 

К сожалению, основное внимание участники конференции уделили игровой зависимости взрослых, что, безусловно, является серьезной проблемой. Но специалисты, работающие с детьми, большую опасность видят в возрастающей компьютерной зависимости детей и подростков. Здесь каждый случай требует особого изучения: часто за кажущейся компьютерной зависимостью могут скрываться психологические проблемы, такие как неуспешность ребенка в реальной жизни, неумение общаться, социальная дезадаптированность.

 

Как правило, компьютерными аддиктами становятся дети и подростки, имеющие нестабильные и конфликтные семейные или школьные отношения, без серьезных увлечений. Именно они находят в виртуальном мире отдушину и считают свое пребывание в сети или успехи в компьютерной игре достаточными для самоутверждения и для улучшения психологического состояния, считает Тамара Ахрямкина (Самарский филиал Московского городского педагогического университета).

 

По мнению Юрия Шевченко (доктора медицинских наук, заведующего кафедрой детской и подростковой психиатрии, психотерапии и клинической психологии Российской медицинской академии постдипломного образования), специалистам, работающим с детьми, надо хорошо понимать те чувства, которые испытывает ребенок во время увлеченной игры на компьютере: «Игра дает ребенку те эмоции, которые может, но не всегда дает ребенку жизнь. Это широчайший спектр — от положительных эмоций до отрицательных: восторг, удовольствие, увлеченность, досада, гнев, раздражение. И все это можно испытать, не вставая с места! Есть и другой важный аспект: ребенок в игре получает власть над миром. Компьютерная мышка — аналог волшебной палочки, благодаря которой, практически не прикладывая усилий, ты становишься властелином мира. У ребенка создается иллюзия овладения этим миром. Проиграв, он может переиграть, вернуться назад, что-то переделать, заново прожить неудавшийся кусок жизни. Это особенно засасывает детей, которые болезненно ощущают свою неуспешность, детей, которым в силу тех или иных причин не удается идти в жизни по пути «радостного взросления».

 

^ Мальчиков привлекает реализация их агрессивных тенденций. Ведь практически все подростковые компьютерные игры построены на агрессии и убийствах. А ведь ролевая игра не простое развлечение. В такого рода играх быстро усваиваются модели поведения. Поэтому в ряде стран детям до 18 лет запрещено играть в некоторые особо агрессивные компьютерные игры, так как они могут спровоцировать незрелую, неразвитую личность на реализацию агрессивных импульсов уже не в игре, а в жизни».

 

С точки зрения психологии наиболее интересными и опасными для детей являются ролевые игры (^ RPG — role playing games). По сведениям целого ряда зарубежных и российских психологов, именно ролевые игры способны больше всех остальных компьютерных игровых программ сформировать устойчивую психологическую зависимость. Только в случае с RPG-играми можно пронаблюдать распад личности на «Я идеальное» и «Я реальное», нарастание разрыва между которыми влечет усиление дезадаптации и нарушение психического состояния.

 

Не меньшую опасность для неокрепшей психики детей, считают специалисты, таит и, казалось бы, безобидное общение в Интернете. Бывают случаи, когда у некоторых психически неустойчивых подростков, «примеряющих» на себя различные виртуальные образы, возникают проблемы с самоидентификацией — происходит отчуждение «я», начинается раздвоение личности по типу компьютерной шизофрении.

 

Но даже если компьютер ребенка не подключен к Интернету, это не означает, что многочасовое сидение полезно для детей. «Компьютер искажает мышление ребенка, учит мыслить не творчески, а технологически. Есть задача, итог и комплекс средств, при помощи которых можно решить эту задачу. Все! Таким образом, мышление ребенка программируется, творческие способности не развиваются. Происходит роботизация мышления, уходят эмоции, сострадание, человечность — то, что раньше всегда было присуще детям. Поэтому, на мой взгляд, для развивающегося ребенка компьютер вреден. Чем позже мальчик или девочка за него сядут, тем лучше», — считает Юрий Шевченко.

 

Детские психологи и психиатры уверены, что единственным на настоящий момент проверенным способом профилактики компьютерной зависимости у ребенка является увлечение деятельностью, не связанной с частым использованием компьютера, чтобы он не стал заменой реальной жизни. Задача взрослых — показать растущему человеку, что существует масса интересных занятий, в частности спорт, туризм, которые не только позволяют пережить разнообразные острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние.

^

Ольга РЕШЕТНИКОВА

 

 

Психологические компьютерные зависимости

 

 

Итак, благодаря своим качествам: анонимности, доступности, безопасности, простоты использования, Интернет оказывает неоценимую услугу людям, страдающим от вредных привычек, предоставляя им возможность отказаться от последних, и в то же время может наносить вред подросткам и молодежи, которые вместо социализации в реальном мире, находят возможность социализации в мире Виртуальном.

Привыкание к Интернету можно определить как расстройство волевого контроля, не вызванное химическими веществами. Общее название патологической тяги к компьютеру – кибермания, кибер-зависимость или патологическое использование компьютера (PCU – pathological computer use). Отдельно выделяют различные Интернет-зависимости.

 

Причины возникновения кибермании. Согласно данным недавнего исследования, проведенного социологами из Пенсильванского университета, люди практически всегда заводят &qout;романтические&qout; отношения со своими компьютерами. Просто в силу природной склонности к одушевлению мертвых предметов. Когда вы приобретете компьютер, он может стать для вас другом, любимцем или чем-то подобным. Запомните раз и навсегда и повторяйте себе каждый день: «Компьютер не наделен интеллектом и не может самостоятельно выполнить никаких действий. Это очень сложный инструмент. Гораздо сложнее гаечного ключа или электронного вольтметра. Но он был и останется неодушевленным предметом. Он только выполняет те команды, которые вложил в него программист или отдаю ему я».

Однако, анализ поведения студентов Пенсильванского университета при использовании восьмисот компьютерных терминалов, расположенных на территории учебного заведения показал, что, имея возможность выбора из нескольких компьютеров, студенты демонстрировали явную предрасположенность к той или иной машине, а некоторые доходили до того, что готовы были стоять в очереди, лишь бы усесться за какой-то конкретный терминал. При этом, студенты прекрасно понимают, что компьютер - это всего лишь кусок железа, напичканный

определенным набором программ. И все же они склонны относиться к нему, как к живому существу, наделенному чертами личности.

Общаясь в Интернете, пользователь переносит одушествленные отношения от компьютера (материализованного «щупальца» сети) и на сам Интернет. В итоге, пользователь начинает забывать, в каком мире он находится и постепенно теряет связь с реальностью, а интерактивные компоненты сети облегчают этот процесс.

Интернет имеет ряд неоспоримых преимуществ перед традиционными формами человеческого общения. Ведущий китайский специалист в области Интернет-зависимости К.Янг, исследуя Интернет-зависимых, выяснила, что они чаще всего используют чаты (37%), MUDs (по русски - многопользовательские миры, MПM) (28%), телеконференции (15%), E-mail (13%), WWW (7%), информационные протоколы (ftp, goper) (2%). Приведенные сервисы сети можно разделить на те, которые связаны с общением, и те, которые с общением не связаны, а используются для получения информации. К первой группе относятся чаты, MUDs, телеконференции, e-mail, ко второй – информационные протоколы. Янг отмечает, что в этом исследовании было также установлено, что подавляющее большинство (91%) Интернет-зависимых пользуется только сервисами, связанными с общением. При этом по данным опроса Интернет-зависимых привлекают такие особенности сети, как: анонимность (86%), доступность (63%), безопасность (58%) и простота использования (37%). Первая и важнейшая особенность - анонимность общения (мнимая, на самом-то деле). Существует возможность создания альтернативных он-лайн персонажей, в зависимости от настроения и желания самого пользователя. В виртуальной группе люди становятся способными высказывать суждения, противоречащие мнению других людей о религии, абортах и т.п. То есть они оказываются способными отстаивать свою точку зрения, не взирая на авторитеты; говорить &qout;нет&qout;, в меньшей степени боясь оценки и отвержения окружающих, чем в реальной жизни. В киберпространстве можно выражать свое мнение без страха отвержения, конфронтации или осуждения потому, что другие люди являются недосягаемыми, и потому, что личность самого коммуникатора может быть замаскирована. Люди, которые испытывают в повседневной жизни то, что психологи называют коммуникативными затруднениями (комплексами), находят в сетевом общении своего рода отдушину. Не секрет, что в Интернете кипят подчас настоящие шекспировские страсти. В результате Сеть становится источником глубоких личностных переживаний. Люди в Интернете влюбляются, ссорятся, изменяют и переживают - и все это вполне искренне. Что уж говорить про обычные &qout;сетевые романы&qout;.

Вторая особенность глобальной сети – доступность. Мгновенное бегство в фантастический мир создает возможность уйти от реального мира с его эмоциональными проблемами, что служит поддержкой для привыкания.

Следующей важной особенностью Интернета является видимая безопасность. Ложь и даже совершение криминальных действий типа просмотра и скачивания непристойных или же вовсе запрещенных картинок (детская порнография), широко распространены на многих сайтах. Трудно представить, чтобы муж, который никогда не посещал даже отделы для взрослых в книжных магазинах, станет скачивать непристойные картинки. Или жена, у которой никогда и в мыслях не было позвонить в службу секса по телефону, будет посещать эротические чаты или заниматься сексом по телефону с мужчиной, с которым она познакомилась в Интернете. Также трудно поверить, что счастливые браки, длившиеся 15-20 лет, заканчивались разводом после всего лишь 3-4 месяцев киберзависимости. А ведь подобные случаи уже далеко не редкость и их количество продолжает увеличиваться. Дело даже доходит до убийств на почве ревности.

В большинстве случаев общение с он-лайн друзьями выглядит весьма волнительно и часто приводит к романтическим беседам или к занятиям киберсексом. При всей своей кажущейся безобидности подобные развлечения оставляют мало времени для общения с реальными людьми. В конце концов, зависимые начинают разрывать свои отношения с реальными людьми и сознательно, все больше и больше, погружаться в виртуальные мир.

Последней в списке наиболее привлекательных особенностей Интернета стоит простота использования. Удобство интерактивных приложений (ICQ, чаты или ролевые игры) оказываются очень простым способом для общения с другими людьми и для достаточно близкого знакомства. Это может начаться как простой обмен письмами или общение в чатах, но может быстро разрастись в киберзависимость, тайные телефонные звонки и реальные сексуальные отношения. Бывает, что любопытная жена или муж тайно заходят на чат под псевдонимами вроде MarriedM4Affair, Cheating Wife (&qout;неверная жена&qout;) или Lonely Husband (&qout;одинокий муж&qout;) лишь для того чтобы поразиться безнаказанности других, участвующих в виртуальной измене, которая и не кажется изменой из-за отсутствия физического контакта. Интернет-зависимость и киберсексуальное влечение в частности обычно являются симптомами скрытой проблемы, которая присутствует в семье еще до того, как Интернет вошел в жизнь супругов. Эта проблема может включать в себя: недостаточное общение, сексуальная неудовлетворенность, разногласия в подходах к воспитанию детей, отказ от поддержки семьи и друзей, финансовые проблемы.

Это обычные проблемы для любой семьи. Но присутствие подобных факторов увеличивает возможность возникновения кибер-звависимости. Когда два человека беседуют через Интернет, то это комфортно и приятно – зачастую приятней, чем при реальном общении. Кибер-любовники могут печатать романтические нежные сообщения, живя за тысячи километров друг от друга, но в реальной жизни быть грубыми, агрессивными или просто неприятными людьми. Электронные средства общения и собственная фантазия могут реализовать все те романтические чувства, которых людям не хватает при общении с реальными собеседниками. Развивается общее безразличие к реальной жизни. Интернет-зависимые избегают говорить о каких-либо долгосрочных планах, не получают удовольствия от совместных поездок на природу. Все их мысли сосредоточены на своих кибер-партнерах, а не на реальных людях.

У зависимых людей появляются проблемы связанные с работой, например, когда они используют рабочий доступ в Интернет в своих личных целях. Современные системы фильтрации и контроля позволяют начальникам следить за использованием Интернета служащими. Часто начальство не знает, как ограничить привычку своих подчиненных к Интернету и угрожают увольнениями и санкциями, что рано или поздно и случается.

 

Чем опасно Физический вред здоровью от интернет-зависимости не столь очевиден, как, например, цирроз печени при алкоголизме или высокая вероятность удара при использовании кокаина. Риск для здоровья при использовании Интернета минимален, но заметен. Отдельные сеансы могут достигать пятнадцати часов. Попытки реализовать свое влечение в условиях ограничений по времени приводят к возникновению тенденции засиживаться в Интернете по ночам. Зависимый человек использует Интернет до двух, трех или четырех часов ночи. В самых крайних случаях присутствует употребление кофе и других тонизирующих средств, прогоняющих сон. Такие бессонные ночи способствуют появлению синдрома хронической усталости (по-русски – устойчивого стресса) и ослаблению иммунной системы, после чего резко повышается вероятность заболевания. Вдобавок, сидячий образ жизни может привести к возникновению проблем с позвоночником, а неправильное освещение в ночные часы - к различным заболеваниям глаз.

Кибер-мания не ведет к разрушению тела. Но она ведет к глубоким изменениям личности - самоизоляции, потере внутренних ориентиров, неуравновешенности психики, внешним проявлениям рассеянности и неряшливости, наплевательскому отношению к близким. В дальнейшем пагубное воздействие начинает угнетать бытовую, учебную, трудовую, финансовую и психологическую сферы деятельности; мешает межличностному общению; ведет к социальной изоляции, распаду семьи, неудачам в учебе, потере работы, финансовому неблагополучию и, как следствие, к увеличивающейся депрессии. Возможно, что вы человек одинокий и вам кибер-зависимость не повредит. А если подобное происходит с ребенком, то такая зависимость чревата замыканием в себе вплоть до утери способности к коммуникации с другими людьми.

Например, несмотря на то, что Интернет является идеальным исследовательским инструментом, у студентов появляются проблемы с учебой потому, что они посещают не относящиеся делу сайты, часами болтают в чатах, беседуют со знакомыми и играют в интерактивные игры вместо занятий. Очень часто они не могут сами контролировать время, проведенное в Сети. Поэтому не высыпаются после ночей, проведенных в Интерете. У них появляются проблемы с выполнением домашних заданий и подготовке к экзаменам. Дальнейшее развитие событий не трудно себе представить. Считают, что число интернетчиков, которые действительно нуждаются в специальной терапии, составляет от трех до пяти процентов всех пользователей всемирных сетей, и что подобные состояния характерны в основном для начинающих. Большинство из них, уверяют специалисты, впоследствии сами отказываются от увлекательных многочасовых виртуальных странствий как только развеется первый восторг. В США, например, среди наиболее активных потребителей виртуального дурмана оказались, к великому удивлению экспертов, пожилые одинокие пенсионеры и домохозяйки средних лет. Студенты и школьники подвержены маниакальному синдрому гораздо реже, чем предполагалось. Для России пока не актуальны такие формы интернет-зависимости как навязчивая игра на бирже, участие в онлайновых аукционах и бесконтрольные покупки в интернет-магазинах. Остальные же у нас получают распространение гораздо быстрее, чем на Западе, так как в российских условиях сильнее проявляется фактор бегства от реальной жизни.

 

^ Раскольников с мышкой

 

17-летнего Александра, который почти десять лет запоем провел за «стрелялками», корреспондент «РГ» обнаружил во время ночного рейда по краснодарским компьютерным клубам. Хотя игры за полночь для несовершеннолетних муниципальным распоряжением запрещены, бывает, что школьники оттягиваются в таких заведениях до утра. Зачастую это дети много работающих одиноких мам. По словам Валерия Колясникова, возглавившего городскую комиссию по проверке компьютерных клубов, у иных владельцев таких заведений пересиливает соблазн выгоды. Сотрудники правоохранительных органов Прикубанского округа провели мониторинг и посчитали, что через самый плохонький городской клуб за сутки проходит не менее ста посетителей, а стоимость одного часа игры в среднем 18 рублей. Однако до сих пор нет правовых норм, которые бы позволяли всерьез контролировать эти, как правило, наспех оборудованные подвальные помещения, где сутками развлекается городская молодежь.

 

«Чем отличается геймер от обыкновенного человека и что тянет его к игре?» – спросила я Сашу, который перешел в вечернюю школу из-за того, что обычная не оставляла времени на компьютер. Размышления школьника приводятся дословно:

 

– В компьютерной игре ты всегда главный герой, а не второстепенный персонаж. Когда я вырос и попробовал себя в реальности, все оказалось иначе. Это меня не устраивает. Компьютерная игра – система. Она развивает логику, в ней нет места вере. Я никому и ничему не верю на слово. Мне кажется, я научился предвидеть поступки других людей. На уровне разума, а не чувств. Ведь люди, как в компьютерной игре, предсказуемы и легко заменяемы.

Реальная жизнь не может дать таких же ярких эмоций. Я бросал комп на два месяца, и тогда игры начинали сниться мне во сне. Потом задал себе вопрос: а какой для меня смысл в настоящей жизни? Люди ищут счастье, но оно у меня есть – когда я играю. У меня есть и друзья – по играм. Бесполезная дружба мне непонятна. Раньше были мечты, придумывал цели. А в компьютерной игре всегда есть готовые задачи.

 

Обыкновенные люди мне безразличны, потому что они управляемы. Но ради какого-либо действия их можно использовать. Ведь жизнь тоже состоит из ступеней – уровней. Чем опытней игрок, тем выше он поднимается. Я опытный игрок и поэтому считаю себя свободным, независимым и не хочу подчиняться. Геймер сам создает правила и заставляет играть по ним других. Он непременно должен быть главным в своей системе, а тех, кто ему не подчиняется, можно и нужно из нее убирать. В отношении к реальности у настоящего геймера есть два выхода: либо выбрать профессию компьютерщика и на законных основаниях уйти в виртуальность, либо превратить реальную жизнь в игру, но для этого нужно научиться манипулировать людьми в действительности.

Комментарии, как говорится, излишни...

 

^ Главное – доза

 

Американская психологическая ассоциация приводит статистику: шесть процентов пользователей Интернета подвержены зависимости от виртуальной жизни.

 

– Тот, кто хочет сбежать от реальности, всегда найдет для себя любой коридор, – считает краснодарский разработчик компьютерных игр Алексей Козырев. – На самом деле, в области эмоций компьютерные игры воздействуют не больше, чем фильмы и книги. И уж точно игры никогда не сравнятся с накалом эмоций в реальной жизни.

 

Не согласен и с тем, что именно из-за игр человек «закрывается» в себе. По опыту могу сказать, что игроки получают примерно 80 процентов удовольствия от общения с другими игроками, делятся собственными успехами и достижениями. Кроме того, самым популярным развлечением считаются именно игры по сети с другими людьми. Не говоря уже о том, что они в зависимости от жанра развивают скорость реакции, интеллект, стратегическое мышление и кругозор. Игра способна подарить друзей со всего мира. Ведь кроме агрессивных «стрелялок» есть масса других жанров.

 

Но любое развлечение, если им злоупотреблять, может стать «запойным», как любое лекарство – отравой, если его передозировать. Потому и разрабатываются рекомендации, в каком возрасте и сколько времени можно играть.

 

Однако психологи считают, что именно в компьютерных играх есть некая заманчивая составляющая, отличающая это развлечение от чтения литературы и просмотра кинофильмов, где от тебя ничего не зависит. В интерактивной виртуальности все в руках игрока. Он сам создает вторую реальность, в которой ему иногда комфортнее, чем в настоящей. Студент одного из краснодарских вузов так увлекся созданием компьютерного семейства, что начал считать виртуальных героев своей реальной семьей, бросил учебу. Психотерапевта родителям пришлось доставлять на дом, потому что сын вообще отказался выходить на улицу.

 

^ Игровой транс

 

Судя по жарким спорам на психологических сайтах кубанских форумов, тема игровой зависимости давно волнует взрослых. Приведем отрывок одного из таких обсуждений. Правда, фамилии авторов привести невозможно – они скрыты за никами (компьютерными псевдонимами).

 

Гурон: Признаюсь, я сам заядлый игрок в быстрые компьютерные игры. В результате наблюдений за самим собой пришел к выводу, что во время игры наблюдается измененное состояние сознания, причем заметны три уровня состояния. Первый – состояние «разогрева». Характерные признаки – нарастающее нервное возбуждение, несколько замедленная, со временем ускоряющаяся реакция на изменения в игровом пространстве. Второй – «игровой азарт». Характерные признаки – высокое нервное возбуждение и быстрая реакция на изменения в игровом пространстве. Третий уровень. Условно назовем это состояние «игровым трансом» по аналогии с «боевым трансом». Никогда не достигается в состоянии алкогольного опьянения. Характерные признаки – чрезвычайное нервное напряжение, сверхбыстрая реакция на изменения в игровом пространстве. При внезапном обрыве игры в этом состоянии у геймера возможен нервный срыв, вероятно, из-за неадекватного окончания игрового процесса. Продолжительность варьируется от нескольких секунд до нескольких минут.

Дед: Ну, измененным это состояние сознания я бы не назвал. Обычное возбужденное состояние, «сажающее» сердце. Для психики это вряд ли опасно, разве что она у вас уже была «не того» или если вы были бы подростком.

 

Но в компьютерных играх любопытны случаи так называемых реактивных действий, которые имеют охранительный характер в обыкновенной жизни. А значит, виртуальная игровая ситуация приобретает статус реальной. И игрок испытывает реальный страх смерти. А иметь возможность умереть и не умереть – это одно из лучших удовольствий. Его хочется испытать еще и еще. И если это так, то велика вероятность формирования «адреналиновой зависимости», о которой вы, наверняка, знаете не понаслышке.

 

Гурон: Пульс никогда не замерял в процессе игры, но, по субъективным ощущениям, в моменты пиковых нагрузок он явно выше нормальных показателей. В случае удачного решения игровой ситуации явно наблюдается эйфория и легкое головокружение, подобное тому, что возникает при гипервентиляции легких, с чем и связано желание игрока добиваться высот вновь и вновь и повторять эти ощущения.

 

Прохожий: Это действительно трансовое состояние. У хорошего геймера концентрация внимания во время игры примерно равна концентрации внимания спорт– смена-разрядника в момент совершения мирового рекорда.

 

Эник: У меня было такое в детстве с шахматами. Играли везде: на уроках, на переменках, за обедом. Доигрался до того, что окружающих рассматривал как шахматные фигуры, относительно их внешности расценивая значимость. Так что это не только компьютерное явление.

 

Родители завзятых компьютерщиков остаются один на один со своей бедой. Одно из немногих мест, где им могут помочь, – Центр интегративной медицины Николаевской больницы Петродворца. С ее главным врачом Юрием ЛИНЦЕМ мы и беседуем о том негативном влиянии, которое компьютеры могут оказать на наше здоровье и жизнь.

 

^ Юрий Павлович, в прессе то и дело появляются сообщения о «смерти за монитором». Неужели обычный персональный компьютер способен свести человека в могилу?

 

– Люди категорически не хотят понимать, что компьютер в принципе не может быть безопасным, поскольку является источником электромагнитного излучения и неионизирующей радиации. О том, что подобная радиация негативно воздействует на генофонд, известно всем, но о здоровье будущих поколений у нас вообще не принято задумываться. Так что сосредоточимся на более близких во времени последствиях, к которым может привести круглосуточное бдение за монитором. К их числу можно отнести всевозможные расстройства нервной системы, психосоматические заболевания, которые могут стать предвестником таких грозных недугов, как инфаркт и инсульт.

 

^ Если компьютеры настолько опасны, почему ни в одной стране мира не ограничат их распространение?

 

– Персоналки безопасны, если соблюдать элементарные правила работы на компьютере, которые, кстати, зафиксированы в нормативных санитарных документах. Но кто из пользователей знает эти правила, а уж тем паче их соблюдает? Многие, к примеру, и не догадываются о том, что сидеть за компьютером можно не более четырех часов в день, что компьютер обязательно нужно «заземлить», что на всю технику должны быть гигиенические сертификаты. А где учитывается элементарное, но очень важное правило: запрет на общение с компьютером для беременных женщин и кормящих матерей? Российским дамам невдомек, что излучение от компьютера может негативно повлиять на здоровье будущего ребенка. Между тем в цивилизованных странах подобные нормативы соблюдаются жестко, и при их нарушениях компанию штрафуют на немалые суммы. У нас же «главное правило» и для работодателей, и для сотрудников одно – получить как можно больше денег. Отсюда все увеличивающееся число молодых, но глубоко больных людей, в прямом смысле слова, отдавших жизнь за компьютер. Судьба этих «яппи» трагична – крошечная пенсия по инвалидности и крайне низкие шансы хотя бы на частичное восстановление здоровья.

 

^ И все-таки большинство завзятых компьютерщиков, проходящих лечение в вашей клинике, пострадали от компьютера не физически, а духовно?

 

– Действительно, большинство наших пациентов страдают так называемой Интернет-зависимостью. Термин этот впервые был предложен американским врачом Голдбергом, лет семь назад. Под Интернет-зависимостью он понимал непреодолимое влечение к использованию Интернета, характеризующееся «пагубным воздействием на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую сферы деятельности». По степени ухода от реальности Интернет-зависимость весьма сильно напоминает аналогичную тягу к наркотикам, алкоголю, азартным играм. Согласно исследованиям американских ученых, 6–8% пользователей Интернета уже имеют данную патологию, ведь многие используют его не только для работы или учебы, но и ведут обширную переписку, пользуются сайтами, предназначенными для развлечений, занимаются сексом по Интернету. В результате нормальный диалог с другими людьми заменяется суррогатным общением в сети. Интересно, что даже стадии формирования Интернет-зависимости схожи со стадиями «привязки» к наркотику. Врачи нашей больницы в этом убедились на примере своих пациентов, большинство из которых – молодые люди, лечащиеся от Интернет-зависимости по настоянию родителей. Знаете, как проходит «ломка» у приверженцев Интернета? Как у наркоманов! Это страшное зрелище. А после лечения пациенты обязательно нуждаются в реабилитации и ресоциализации.

 

^ С чего все начинается? Как развивается заболевание?

 

– Завзятого компьютерщика можно отличить сразу. Он обращен внутрь себя, не замечает или игнорирует внешние события, плохо адаптируется к реальной жизни. Даже красоты природы – и те воспринимаются с меньшим восторгом, поскольку возможности компьютерной графики безграничны, и на экране монитора появляются дивные, фантастически прекрасные пейзажи, которые не существуют в действительности. Тяга к компьютерным играм – с их путешествиями в невероятные миры приводит ко все большему погружению в виртуальность. Тут-то человека и подстерегает Интернет-зависимость. На первой стадии это более-менее легкообратимое расстройство. Идет увлечение «новой игрушкой» в ущерб занятиям, домашним делам. Постепенно человек отдаляется от родственников и друзей, оставляя приоритет за «всемирной паутиной». Как правило, пользователь скрывает от родных (или сотрудников в офисе), сколько времени он проводит на сайтах. На второй стадии симптомы нарастают как снежный ком. Если человека насильственно отлучить от сети, он будет испытывать чувство, похожее на муки наркомана, которому не дали очередную дозу. У пользователя нарушается внимание, снижается работоспособность, у него появляются навязчивые мысли, бессонница, вплоть до полного отказа от сна, резко увеличивается тяга к таким «взбадривающим средствам», как кофе, сигареты, спиртные напитки, наркотики, причем порой «на иглу» садятся и те, кто никогда в жизни наркотиков не пробовал. Поэтому можно считать, что в некоторых случаях наркотическая зависимость является следствием увлечения общением в сети. К психическим расстройствам добавляются головные боли, скачки давления, резь в глазах, ломота в костях. Третья стадия – социальная дезадаптация. Пользователь, уже не получая удовольствия от общения через Интернет, все же постоянно «висит» на сайтах. Состояние депрессии приводит к серьезным конфликтам на работе и в семье. Сильные, волевые личности еще могут попытаться переключить свое внимание на что-то иное, например, влюбиться, найти другую работу. Более слабым ничего не остается, кроме как обратиться за помощью к специалистам. В США, к слову сказать, Интернет-зависимость считается официальным диагнозом и лечится психологами и психиатрами. В России же подобные программы помощи Интернет-зависимым людям еще только разрабатываются.

 

^ Стоит ли, учитывая все вышеперечисленное, обучать детей работе с компьютером, открывать перед ними «чудеса» Интернета?

 

– По моему глубокому убеждению, первое, что должно сделать правительство, хоть как-то регламентировать работу компьютерных клубов. Там же дети буквально днюют и ночуют! Будь моя воля, я бы запретил в школах и вузах прием рефератов, содранных с сайтов. Конечно, найти нужный реферат, нажать клавишу и отпечатать доклад, даже не удосужившись прочитать его, дело нехитрое. Но каких специалистов мы при этом получим, откровенно отучая молодежь мыслить? Родителям же, заботящимся о физическом и психическом здоровье своего ребенка, я бы рекомендовал либо вообще не подключать компьютер к сети, либо, если вы своему отпрыску доверяете, установить четко регламентированные часы для работы в Интернете. И по возможности проверять, чем же все-таки там занимается ребенок, иначе псевдообщение со сверстниками выльется в поиск совсем других сайтов. Ни для кого же не секрет, что если распространение печатных и видеоматериалов, связанных с сексом, насилием, извращениями, еще хоть как-то контролируется государством, то выход на аналогичные сайты в Интернете доступен всем.

 

Существует и обратная сторона медали. В наш век всеобщей разобщенности Интернет реально помогает людям избавиться от одиночества. Чем иначе объяснить бешеную популярность всевозможных чатов и сайтов знакомств?

 

– Здесь мы снова сталкиваемся с суррогатом общения. Чем больше адресатов будет у пользователя, тем меньше останется настоящих друзей. Это путь к одиночеству. Что касается любви по Интернету… У Фрейда есть такое понятие: сублимация эротической энергии. Нереализованную эротическую энергию можно направить на творчество, работу, а секс-сайты блокируют естественную природную сублимацию, свойственную человеку, что в конечном итоге опять-таки приводит к развитию расстройств в интимной сфере.

  1. ^ Актуальность проблемы. Миллионы людей со всего мира увлекаются компьютерными играми. Достаточно большой процент (10-14% по разным источникам) увлекаются ими серьезно, уделяя этому занятию много времени, зачастую в ущерб работе, учебе и т.д.
     
    Проводя исследования мы столкнулись с феноменом психологической зависимости человека от компьютерных игр, что настораживает само по себе, поскольку любая зависимость имеет негативные моменты при воздействии на личность человека.
     
    Кроме того, мы обнаружили и экспериментально подтвердили некоторые конкретные негативные изменения у людей, увлекающихся компьютерными играми, причем независимо от того, страдают они зависимостью или нет.
     
    Наконец, нам известен случай преступления, совершенного игровым аддиктом на почве попытки удовлетворения потребности в компьютерной игре. Все это, в совокупности с фактом увеличения числа компьютеров и увлекающихся играми людей, говорит о том, что вопрос требует изучения со стороны ряда наук, и психологии в первую очередь.
     
    ^ 2. Ролевые компьютерные игры. Когда мы говорим о психологической зависимости от компьютерных игр мы имеем в виду ролевые компьютерные игры. Не следует путать их с ролевыми играми в жанровой классификации компьютерных игр (RPG).
     
    Ролевые компьютерные игры - это игры, в которых играющий принимает на себя роль компьютерного персонажа, т.е. сама игра обязывает играющего выступать в роли конкретного или воображаемого компьютерного героя.
     
    Мы не отрицаем возможность формирования психологической зависимости от неролевых компьютерных игр, но считаем, что только ролевые игры игры способны сформировать устойчивую психологическую зависимость, только в случае с ролевыми играми мы наблюдаем некий "эго-распад" на "Я виртуальное" и "Я реальное", нарастание диссонанса между которыми влечет усиление дезадаптации и нарушения в сфере психических состояний.
     
    ^ 3. Виртуальная реальность. Понимание феномена психологической зависимости от компьютерных игр невозможно без понимания феномена виртуальной реальности.
     
    Виртуальная реальность, которая формирует виртуальный "мир" компьютерной игры, воспринимается играющим как реальный мир, появляется эффект "присутствия".
     
    Это очень интересный феномен автоматической "доработки" сознанием несовершенного виртуального мира до уровня реальности. В этом смысле виртуальная реальность представляет собой средство изучения познавательных психических процессов.
     
    Интересен также и тот факт, что психика человека способна отражать не только "объективную реальность", как мы привыкли это понимать, но и отражать ЛЮБУЮ реальность, любую сенсорную стимуляцию, подтверждение чего стало возможным недавно с появлением соответствующих технических средств.
     
    Наконец, возможность моделирования любой реальной или фантастической ситуации с помощью виртуальной реальности, предоставляет новые возможности для изучения человека. И еще один интересный вопрос: при изучении зависимости, что считать предметом зависимости - компьютерные игры или саму виртуальную реальность?
     
    ^ 4. Компьютерные игры и дети. Среди увлекающихся компьютерными играми людей большинство - дети. Ролевые компьютерные игры (т.е. те, в которых играющий входит в роль компьютерного персонажа) изменяют представление человека о себе и окружающем мире, в ряде случаев способствуют усилению тревоги и дезадаптации.
     
    Это у взрослых. А как ролевые игры, зачастую не расчитанные на детей, могут повлиять на формирование личности в период активной социализации, социально-психологической адаптации, усвоения социальных ролей, ролевой идентификации личности?
     
    Это проблема и она требует изучения.
     
    ^ 5. Отклонения в эмоциональной сфере личности. Нарушения психических состояний у игровых аддиктов заметно невооруженным глазом. Это отмечают родственники аддиктов и, зачастую, они сами.
     
    Проведенное нами исследование показало некоторые устойчивые отклонения от нормы показателей психического состояния у игровых аддиктов - сниженное настроение, самочувствие, активность.
     
    ^ 6. Повышенный уровень тревожности. Проведенное нами исследование выявило завышенный по отношению к нормальному уровень личностной тревожности у большинства игровых компьютерных аддиктов.
     
    Это свидетельствует о дезадаптации, неадекватном восприятии адиктами себя и окружающего мира. Тревога нарастает с нарастанием своего рода диссонанса между "Я виртуальным", который бессмертен и может все в виртуальном мире и "Я реальным", который является простым смертным человеком.
     
    Помимо всего прочего тревога служит катализатором формирования зависимости - с увеличением тревоги увеличивается зависимость, что в свою очередь увеличивает тревогу и т.д.
     
    ^ 7. Проблема методологической и методической готовности к психологическому сопровождению развития личности детей, попавших в психологическую зависимость от нахождения в виртуальной реальности.

 

 

Кибераддикция

Увлечение компьютерными играми называется игровой (кибер) аддикцией. В психологии "аддиктивной реализацией" называют уход от реальности. По мнению ряда психологов, компьютерные игры как раз и рассчитаны на такой "уход".

 

Многие игры создают свою реальность, свой мир, свою лексику (жаргон). Взять тот же фантастический мир бродилок, квестов, RPG. Человек увлекается игрой, сливается со своим персонажем, проживает его жизнь. Более того, в игре можно вернуться на предыдущий уровень, исправить все ошибки, что делает виртуальную реальность намного комфортнее реальной действительности. Усиливает зависимость и то, что во многих играх предусмотрена возможность создания собственных уровней и карт. Получается, что в игре человек может стать кем угодно, делать все, что ему захочется (в пределах возможностей игры, конечно) и при этом избегать ответственности, ведь в случае проигрыша он легко может вернуться на предыдущий уровень!

 

Психологи выделяют следующую классификацию компьютерных игр по степени опасности:

I. Ролевые компьютерные игры. Именно они дают больше всего возможностей для реализации потребности в принятии роли и ухода от реальности.

 

1. Игры с видом "из глаз" компьютерного героя. Очень быстро происходит идентификация с героем, полное вхождение в роль, погружение в виртуальную реальность игры наиболее опасны.

2. Игры с видом извне на "своего" компьютерного героя. Иногда их называют "квесты" (от англ. quest). Здесь тоже происходит отождествление себя с компьютерным персонажем, хоть и не такое выраженное. Тем не менее, поражение или гибель "своего" персонажа может переживаться играющим чуть ли не как собственные.

3. Стратегические игры. Они же "руководительские": играющий может выступать в роли командира спецназа, главнокомандующего армиями, или даже Творца. Роль не задается конкретно, а воображается самим играющим, и на экране нет собственно героя. Уйти в такую игру "с головой" больше шансов у людей, наделенных хорошей фантазией. Многие исследователи пишут, что подобные игры развивают системное мышление, другие считают, что играющие, предпочитающие именно этот тип, таким образом реализуют свою потребность в доминировании и власти.

 

II. Неролевые компьютерные игры. Игрок не принимает на себя роль компьютерного персонажа, то есть формирование зависимости и влияние игр на личность человека не так выражены. Основные мотивации: азарт достижения цели, "прохождение" игры и/или набор очков.

 

1. Аркады. Они нетребовательны к ресурсам, обычно имеют слабый линейный сюжет. Главное в аркадах быстро передвигаться, стрелять и собирать различные призы, управляя компьютерным персонажем или транспортным средством. Эти игры в большинстве случаев безобидны. Если и вызывают психологическую зависимость, то кратковременную.

2. Головоломки (шахматы, шашки, нарды). Основная мотивация в таких играх - доказать свое превосходство над компьютером.

3. Игры на быстроту реакции. Сюда относятся все игры, в которых играющему нужно проявлять ловкость и быстроту реакции. Они отличаются от аркад тем, что либо совсем не имеют сюжета, либо абстрактны и никак не связаны с реальной жизнью. Мотивация, основанная на азарте, потребности "пройти" игру, набрать большее количество очков, может формировать вполне устойчивую психологическую зависимость человека от этого типа игр.

4. Традиционно азартные игры. Сюда входят компьютерные варианты карточных игр, рулетки, имитаторы игровых автоматов. Механизмы формирования зависимости от этих компьютерных игр и их реальных аналогов схожи.

 

Чтобы узнать уровень своей зависимости от компьютера и Интернета, достаточно пройти специальные тесты в Интернете. Один из них расположен на http://www.doktor.ru/phone/tests/tst_kat.htm, другой на http://psychology.net.ru/articles/20020107223907.html. Оба включают 20 вопросов, на которые надо ответить "да" или "нет".

 

Лечить или не лечить?

 

То, что компьютерная зависимость существует — это факт. Другое дело — стоит ее лечить или нет? Психологи склонны верить, что любая компьютерная зависимость - временная. Рано или поздно у человека произойдет насыщение играми и Интернетом, и былое увлечение либо перерастет в профессиональную деятельность, либо компьютер утратит былую привлекательность. Естественно, одержимый (пусть и временно) человек выпадает из общества, из реальной жизни, у него возникают проблемы с учебой или работой. Но тогда стоит ли ждать насыщения? Особенно это касается детей. Действительно, смогут ли они потом наверстать упущенное время, хорошо закончить школу, поступить в институт? Здесь психологи рекомендуют подходить индивидуально к каждому случаю. Вряд ли жесткими методами можно спасти ребенка от зависимости. Он просто будет ходить играть к своим друзьям, либо вместо школы пропадать в компьютерных клубах. Лучше заранее научить ребенка контролировать свое время или найти ему другое хобби. Зависимому человеку необходимо показать, что реальный мир намного интереснее виртуального. Ведь никакая компьютерная игра не может сравниться с красотой реальности.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

о чём это я,сервер же открывается XD

какой в личку мне xD

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Вот интересно, кто-то прочитал полностью пост ТСа от начала до конца, не пропуская ничего?)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Вот интересно, кто-то прочитал полностью пост ТСа от начала до конца, не пропуская ничего?)

Я

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Сколько минут ты копировал этот текст с другого портала?)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

мне некогда читать, я в рейде

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Сколько минут ты копировал этот текст с другого портала?)

 

в каком смысле??

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
Авторизация  

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

×
×
  • Создать...